Иппотерапия при РДА
- 19.02.2020
- Статьи
Синдром Раннего Детского Аутизма, синдром РДА — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей. Проявляется в трудностях самовыражения и общения. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении глазного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Характерно верчение кистями рук по кругу, бег по кругу. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется. Такой страх еще называют неофобией. Характерны движения по варианту эхопраксии – повторение движений другого человека.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Иногда ее называют граммофонная или попугайная речь. Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Иппотерапия для детей с синдромом РДА — одна из форм развития такого ребенка, его интеграции в мир это — иппотерапия.
Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь). Лошадь не навязывает свое общение ребенку, она нейтральна. Она тепла и ритмична, она щедра и надежна.
Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с темными мыслями.
Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия — есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: биомеханический и психогенный, являющимся основным для больных РДА, ЗПР, для людей, страдающих неврозами.
Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между ребенком с синдромом РДА и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что позволяет больному, как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.
В связку инструктор-ребенок-лошадь мы включаем и маму. Лошадь в этом случае является, как бы проводником между матерью и ребенком.
На занятиях соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия:
- единство места и действующих лиц;
- единство времени;
- единство действий.
Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, развитию эмоционально-личностной сферы.
На основе наблюдений, можно говорить о следующих изменениях:
- снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира;
- увеличение исследовательской активности;
- улучшение коммуникативных возможностей;
- общая нормализация эмоционального состояния;
- увеличение объема произвольных действий
Комментарии
Написать комментарий