• Мы помогли:222 чел.
Статьи
Эгоцентризм

Эгоцентризм

  • 26.11.2020
  • Статьи

Сегодня хотелось бы поговорить об одном вопросе, который мы порой упускаем из виду при работе с особенными детьми, делая основной упор на физическую реабилитацию. Речь пойдëт об эгоцентризме. А вот собственно и история, кот-я нас подтолкнула к обсуждению этой темы: Конец занятия по иппотерапии. Всадник заслуженно открывает крышку «Волшебной коробочки». Пока он думает, что же ему выбрать, мама предлагает свой вариант(за несколько лет впервые!!)

Но… ребёнок не способен поступиться своими желаниями, даже не смотря на наши «Как же здорово порадовать маму!», «Эта такая прекрасная возможность сделать приятное маме»…

Много лет назад швейцарский психолог Жан Пиаже изучая мотивы поведения детей, ввел в психологию термин “эгоцентризм”.

Он рассматривал это явление, как важное условие познавательной активности детей, когда окружающие события подчиняются его персональным потребностям.

У нормотипичных детей к 14 годам проявления эгоцентризма становятся почти незаметными. К сожалению, из-за того, что особенный ребëнок, в отличие от обычного, вынужденно окружëн повышенным вниманием, добиться снижения эгоцентризма у него, без дополнительных усилий, будет крайне сложно.

Важно понимать, что эгоизм и эгоцентризм – разные понятия. При эгоизме наблюдается корыстное поведение, сфокусированное на собственных интересах в ущерб желаниям других людей. Эгоцентрик ведет себя аналогично, но не из-за того, что противопоставляет собственные интересы чужим интересам – он их не замечает и, в отличие от эгоиста, часто действует бессознательно.

Наша история это наглядный пример эгоцентризма… Эгоцентризм проявляется и в моменты, когда ребенку делают замечание – зачастую он считает их несправедливыми. Многие полагают, что это манипуляции, но нет – это естественное восприятие мира ребëнком. Ему сложно объяснить разницу между его субъективным ощущением и реальностью. Нормотипичный ребëнок со временем приходит к осознанию: взгляды людей могут не совпадать, в нашем же случае, для того, чтобы ребëнок осознал это, потребуется дополнительная работа.

А нужно это, в первую очередь для того, чтобы он смог стать частью социума, ведь не физические недостатки не позволяют ему обзаводиться друзьями, а именно, не умение понимать чувства и желания окружающих!!!

В чëм же заключается эта дополнительная работа?

Как ни странно, это обычные разъяснительные разговоры, дополненные игровыми элементами, призванные пробудить в нашем ребенке чувства уважения к мнению близких, разрушить сложившееся у него мнение о том, что он «центр вселенной», приучить его к мысли, что он не исключительный человек, проблемы которого важнее трудностей родственников, знакомых друзей – это распространенная при эгоцентризме установка.

У других тоже бывают заботы и неприятности – может с его точки зрения они менее важны, но действительность может быть иной. Научить его сочувствию, участию, научить его не бояться неудач (не ошибается лишь тот, кто ничего не делает), убедить его в том, что физические недостатки ничто по сравнению с недостатками духовными, что только отзывчивый и добрый человек получит отзывчивость и доброту от окружающих!

Комментарии

Написать комментарий

*Поля обязательны для заполнения

???

❤️❤️❤️